Главная

Книга

Светящийся вихрь

Своими руками

Хлеб

Наличники окон и современный городской дизайн

Современная архитектурная традиция устранила из употребления при строительстве зданий обычную деталь жилого дома - наличник на окно. Наличники в современной архитектуре считаются излишеством. Но эта простая или изысканно сделанная форма необходима как практичный элемент. Выступ по периметру окна сдерживает ветровое давление и существенно уменьшает попадание пыли и влаги в окно. Если влага не страшна для современных пластиковых окон, то пыли летом в окна попадает предостаточно.

Ветер среди жилых строений никогда не имеет перпендикулярного к стене направления - иначе его, ветра, не будет. Динамика его такова, что ветер возле стены всегда имеет касательное направление. Поверхность стены имеет углубления - окна, то в этих углублениях отделяется и откладывается пыль, с городской гарью. Если окно открыто или не герметично, то этот мусор попадает в помещение. Бортик же наличника при ветре отделяет песок и пыль от воздуха, которые остаются на стене. А так же создаёт касательное разряжение над поверхностью окна, что предотвращает нагнетание пыли в помещение.

Сто лет назад наличников не имели только производственные здания. Самый захудалый крестьянин украшал свой дом резным или крашеным наличником. Решение жилищной проблемы при помощи хрущёвок с минимальными удобствами искоренило из архитектурных норм понятие наличник на окно. Большинство современных частных домов строятся без наличников, и без какого либо оформления фасада - сплошное убожество. Проект частного дома разворачивается так, что на южную сторону или на лицевую сторону выходят самые узкие окна - похожие на бойницы укреплений. Проектировщики должны понимать, что Москва или Питер, это не Греция и солнца здесь не видно полгода.

Самая мощная лампа на расстоянии 1 метр даёт света в 10 раз меньше, чем солнце утром зимой через два стекла. При малой площади окон уменьшается освещённость помещения, что плохо влияет на физическое и психическое здоровье проживающих там людей.

Если уже дом построен, то окон в стене не добавить и здание к солнцу не повернуть. Но ещё есть возможность украсить окна наличниками и как-то защитить помещения от ветра и пыли. оптекание ветром поверхности Для этого нужно знать основные правила и свойства расположения наличников.

Заезжая в элитные застройки иногда видишь, как единый стиль посёлка заключается только в поворотах или симметричных перестановках элементов зданий. Это не стиль, это убожество с коммунистической уравниловкой, при изобилии денег. Узкие улицы и тротуары, на которых нельзя гулять вдвоём. Вероятно, современные дизайнеры учатся по картинкам из сказок про лилипутов и мышей. Не помогают компьютеры и 3D графика. Посмотрите американские старые или французские фильмы, дайте человеку за деньги пространство, но не загоняйте в глушь.
домик в кустах Когда маленькую плоскую виллу, как на побережье Атлантики, запихивают в русские кусты.
Вытащите её на солнце и поднимите фундамент из болота. И тогда дом приобретает какой то вид. дом на открытом пространствеЧеловеческий мозг устроен так, что увиденную форму он созерцает не как отдельный элемент, а желает уложить в какую то логику, структуру, моду. И если увиденное, которое претендует на творение искусства, не вписывается в его понятийные (смысловые) рамки, то ценитель критично отрицает или относит строение к недоделанным объектам. Такие объекты маскируют обычно дизайном прилегающей территории. Но хорошо спроектированная композиция сооружений даже и в джунглях удивляет изяществом. кирха на ул. ЛесковаВозьмём для примера кирху - церковь, которая строится на улице Лескова, напротив кинотеатра Будапешт. Идеальные формы, хорошая архитектура, но нарушены пропорции в малости - окна внизу сдавлены (см. рис.). Если это желание архитектора, то, вероятно, он хотел показать, что здание здесь стоит сто лет, перестраивалось, цоколь "ушёл" в землю и окна пришлось сделать меньше. Но я больше всего склоняюсь к мысли, что проектировались три входа, а потом оставили один. Что делать в такой ситуации? По моему мнению, следует поднять цокольную линию на метр (подкрасить желтый кирпич в оранжевый). За счёт этого здание станет выглядеть выше и нижние сжатые окна попадут в отдельную зону. Нужно убрать пустоту вокруг церкви, которая создаёт впечатление новостройки. Лучший вариант - состарить пространство. Посадить не молодые высокие деревья, а старые невысокие обрезанные деревья (плодовые или вязы), мощный палисадник и так далее. Все это должно создать впечатление, что церковь здесь стоит сто лет не менее.

В нескольких шагах от кирхи стоит памятник скульптору Конёнкову (пересечение улиц Лескова и Конёнкова). Это наглядный элемент того, как могут "закатать" коллеги великого собрата. Бюст хорош, широк, напряжённое лицо скульптора, но постамент невысокий - такие постаменты ставят обычно внутри зданий и на могилах. Средний человек оказывается выше бюста (около 1,6 м). Сам Конёнков был человеком высокого роста. Скульпторы работают стоя. По моему мнению, только постамент должен быть высотой около двух метров и бюст 0,5 метра. Соответственно высота памятника составит минимум 2,5 метра. Памятник стоит не в парке и свободного пространства хватает. Если мысленно продолжить его пропорции, то ступни ног должны оказаться хотя бы на поверхности земли. Второй недостаток - лицо повёрнуто в сторону глухой стены библиотеки, на мемориальную доску, к тротуару, по которому ходит только 5% прохожих. К основной массе прохожих и к свободному пространству Конёнков обращён спиной. Это явное надругательство коллег - они же все это понимают.

О техническом дизайне хотелось бы написать статью, но остановлюсь в нескольких строках, так как считаю это важным. Сейчас очень много информационного шума по поводу электричек до аэропорта Шереметьево. Как бы не ругали журналисты новый поезд, который испортился и не доехал до пункта назначения, но, не смотря на это, все им восхищаются. Дизайн прекрасен, цвет яркий - наш русский - красный, что значит красивый. Его старший собрат, который возил пассажиров аэропорта до Лобни, имеет техногенный серый (бело-сизый) цвет. Дизайном он старался напоминать собратьев из цивилизованных стран. Но серость (неопределённый цвет) и подмосковная пыль превратили его в изгоя. Машинисты назвали его опарышем, а новый красный поезд мотылем (лобовые окна напоминают крылья бабочки). Если дизайнерскую работу люди назвали мотылём, значит, его автор заслуживает всякой похвалы. Если бы не понравился машинистам этот поезд, то могли бы назвать дождевым червем за красный цвет. Вот как! маскирующая окраскаДизайн общественного транспорта должен так же предусматривать и безопасность. По городам очень много ходит транспорта с "маскирующей" окраской кузова, когда нижняя часть покрашена в темные тона (черный цвет), а верхняя часть кузова покрашена в светлые - голубой или белый. Такой кузов на чёрном асфальте и на фоне светлого неба сливается с окружающим пространством. Для людей с малым зрительным опытом и низким углом зрения (дети) и ослабленным зрением такой транспорт на дороге опасен - они не видят его. Шофер, который водит такой транспорт, может всю жизнь работать и не знать, как опасна его машина из-за маскирующей окраски (см. рис.).

Обсуждение любого проекта и его доработка эта такая же тяжёлая и длительная работа, которая не терпит догматизма. Изменение проектов на стадии планирования, внимательное отношение к критике всегда даёт хорошие результаты, которые не приходится переделывать другим поколениям. Делайте красиво, учитесь у старых мастеров, и Вашим трудом будут восхищаться. В старой Москве, в центрах провинциальных русских городов, где остались ещё старые купеческие дома можно увидеть и выбрать для себя стиль здания, стиль наличников и крыши. Все эти формы вполне выполнимы в современных материалах. Только нужно желание и пространство.

P.S. 2012 г.

Наконец электропоезда до Лобни серого цвета заменили на РЭКСа с ярким дизайном под графити, видишь - душа радуется.

Но, как говорится: "Не бывает худа без добра". В Москве появился новый изобретатель - утепляет дома минеральнойватой и поверх плиткой, но технология ни в какие ГОСТы и СНИПы не укладывается, а вот деньги хорошо перекачивает. Хотя в ближайшее время, вероятно подкорректируют. Плитка тяжёлая, как топор. Рано или поздно (+5-10 лет) метал (клямеры) и пластик (дюбеля в стене) истлеют и будут эти плитки-топоры разрубать тротуар и всё то, что попадётся на своём пути.

А после первой зимы из щелей между клямерами будет высыпаться пыль из ваты в виде мельчайших иголочек и в форточку, как примесь к свежему воздуху. Зимой снег запрессуется в щели замёрзнет-растает несколько раз и пойдёт разрушение минеральной ваты и крепежа.

Что делать оперативно? Остановить ремонт и утепление домов таким способом, щели заделать мягким резиновым уплотнением. Вероятно, гореизобретатели уже это осознали и внизу на первых этажах плитку крепят и замазывают без щелей так же не надёжно, это для любопытных, что бы ремонт выглядел прилично.


Дизайн и вёрстка сайта выполнены автором (Трухан А.А.).


( $=OFF) (10 sent.+A) Разрешается использование в публикациях для не коммерческих целей фрагментов текста до 10 предложений с обязательной ссылкой на автора

© Трухан Александр Аркадьевич, май 2012
другие адреса:

почта
mastertornado@yandex.ru
t-a-a-@mail.ru
+7(9ОЗ)559-8З-З4

Hosted by uCoz